Фильм «Спирит: Душа прерий» рассказывает о приключениях жеребца-мустанга на Диком Западе. Время действия – 19 век. Дикий мустанг Спирит вырос в прериях, и теперь он лидер в своем табуне. Спирит непослушен и беспечен, и из-за своего любопытства этот молодой конь попадает в неприятность. Однажды, заметив вдалеке странные мерцающие огоньки и приблизившись к ним, Спирит впервые встречает людей. Для мустанга эта первая встреча с людьми заканчивается печально. Первая же встреча с людьми заканчивается арканом и пленом, поэтому Спирит не испытывает к человеку никаких дружеских чувств. Но он изменяет свое мнение, подружившись с молодым индейским воином по имени Ручеек и разделив с ним невзгоды и лишения. Отважный мустанг даже свою любовь встречает в индейском племени - пятнистую кобылу Дождь. Спириту предстоит пережить множество опасных приключений и выйти из них с гордо поднятой головой. Ведь недаром отважный мустанг стал одной из легенд Дикого Запада.

В англоязычной версии фильма главного героя озвучил лауреат премии «Оскар» Мэтт Дэймон. Среди остальных актеров, чьими голосами говорят герои, следует упомянуть Джеймса Кромвелла (Бэйб), который озвучивает Полковника, решившего приручить дерзкого скакуна и прирожденного индейца, актера Дэниела Стади, озвучивающего Ручейка. Классический американский мультфильм «Спирит: Душа прерий» был снят режиссерами Келли Эсбери и Лорной Кук. Продюссеры Мирей Сориа и Джеффри Катценберг. Автор сценария Джон Фаско. Музыку к фильму написал лауреат премии «Оскар» композитор Ганс Зиммер. Брайан Адамс, обладатель «Грэмми» и трех «Оскаров», автор песен для таких известных фильмов как «Робин Гуд – Принц Воров» и «Две Стороны Зеркала», специально для этой картины написал целых 8 новых песен.

Режиссер этой картины принимал участие в создании "Шрека". Нужно отметить, что эта лента снята с применением традиционных технологий анимации: она полностью рисованная. Ни для кого не секрет, что художники не рисуют по памяти, им нужна модель или натура. В качестве модели для изображения лошади студия Dream Works воспользовалась лошадью по имени Доннер, которая была приобретена за 50 000 долларов (хотя, говорят, это не самая высокая цена). Симарронская масть жеребца введена не случайно - предполагается, что предки этой дикой породы были привезены испанцами, их корни прослеживаются в 16-17 столетиях.

Всё-таки странно, что в нашем прокате анимационный фильм «Дух: Жеребец с Симаррона» получил название «Спирит - душа прерий», в котором содержится явно странное для многих (тем болеедля детей) слово «Спирит», а его расшифровка «душа прерий» не совсем точно. Ведь заглавный герой - дикий мустанг, непокорный, вольнолюбивый и свободный, наверняка должен напомнить зрителям, хоть как-то знакомым с Библией, знаменитое изречение «Дух веет, где хочет». Собственно говоря, и нетрадиционность этой ленты прежде всего связана с редкой для жанра вестерна трактовкой уже навязших у каждого американца в зубах событий из времён покорения Дикого Запада - начиная с того, как тут показаны индейцы, и кончая эпизодами строительства железной дороги через весь континент. Поскольку пафос картины двух женщин-режиссёров Келли Эсбёри и Лорны Кук можно посчитать даже антицивилизационным, в чём-то руссоистским, то есть воспевающим возврат к естественной и неукрощённой природе. Жеребец по кличке Дух пытается героически остановить в буквальном смысле слова «паровоз прогресса», помешать прокладыванию рельсов по направлению к своему родному краю между Небраской и Ютой, недалеко от плато Колорадо, где находится одно из чудес света - Большой Каньон. А те янки, которые служат в армии и работают на железной дороге, представлены малосимпатичными типами, нагло и бесцеремонно стремящимися захватить и подчинить себе всё вокруг. Так что поневоле подумаешь об определённой ревизии американских мифов о завоевании Дальнего Запада, который, может быть, и не стоило подобным способом завоёвывать. Кстати, для американцев значимо упоминание Симаррона в названии этого анимационного фильма, чтобы возникла несомненная перекличка с дважды поставленной (в 1930 и 1960 годах; а сейчас вроде бы есть проект третьей экранизации) эпической сагой о семье янки, намеревающихся закрепиться и освоиться в течение нескольких десятилетий на территории у реки Симаррон в штате Оклахома. В «Духе: Жеребце с Симаррона» если и возникают какие-то дружеские, любовные или семейные отношения, то они касаются кого угодно (индейцев, лошадей, птиц), но только не бездушных покорителей прерий. Учитывая сказанное, нельзя не поразиться, что данная лента была благосклонно принята в американском прокате (тем более, что игровым вестернам чаще всего суждено проваливаться в последнее время в кинотеатрах). И пусть анимация в «Духе» обычна по исполнению (разве что выделяются по объёмности рисунка сцены в бурной реке и катастрофы на железной дороге), а мимика лошадиных морд напоминает преувеличенные гримасы исполнителей в немом кино, эта картина по-своему меняет давно застывшее представление о вестерне как о жанре, призванном превозносить заслуги американских колонистов.

Новый мультфильм компании Dream Works "Спирит: Душа прерий" наглядно демонстрирует, что понятие, называемое в наши дни традиционной мультипликацией, безнадежно устарело, а классическая мультипликация на самом деле все что угодно, но только не традиционная мультипликация. Без сомнения, компьютер произвел революцию в мультипликационном жанре, что наглядно демонстрирует полностью сделанный на компьютере и получивший в прошлом году премию "Оскар" мультфильм "Шрек". Кроме того, применение компьютерных технологий позволило существенно сократить время работы над "традиционными" мультипликационными фильмами. В подтверждение этого приведем, казалось бы, парадоксальный факт, что, несмотря на свой "традиционный, классический" облик, мультфильм "Спирит: Душа прерий" является на сегодняшний день самым передовым мультфильмом с точки зрения технологии производства. Бесспорно, в то время как компьютерная мышь стала самым важным инструментом художника-мультипликатора, Джеффри Катценбергу и его компании Dream Works удалось наглядно продемонстрировать, что пока никакой компьютер не в состоянии превзойти искусство классической анимации.

"Изюминкой классической мультипликации является возможность для артиста или художника вложить в свой персонаж частичку самого себя. Это можно сравнить, пожалуй, с разницей между полученным по электронной почте письмом и письмом, написанным от руки, в котором больше интима, больше жизни. На компьютере такое письмо не получится. Нам удалось нарисовать обычный классический мультфильм, и применить к нему последние компьютерные достижения. В результате у нас получился мультфильм, совмещающий в себе плюсы как одного, так и другого направления. Я пытался найти слово, которое бы могло описать это. На мой взгляд, мы дали второе рождение традиционной мультипликации, и я назвал бы это "традицифровой мультипликацией""- говорит Катценберг.

"Спирит: Душа прерий", вне всякого сомнения, является первым в истории мультфильмом, который совмещает как классические, так и компьютерные технологии. Некоторые из создателей придерживаются точки зрения, что получился своего рода гибрид, новая ветвь анимационных технологий. Обычно компьютерное моделирование в классических мультфильмах применялось для создания фона, окружающей обстановки. В данном случае, даже центральные персонажи, включая Спирита, в зависимости от обстановки могут быть или нарисованы, или созданы на компьютере. То есть налицо абсолютно гладкие, бесшовные переходы из компьютерной формы в нарисованную и наоборот. Заметить это сможет даже не каждый профессиональный мультипликатор, не говоря об обычном зрителе. Примером может служить сцена, которую мы видим в самом начале фильма, когда взрослый Спирит бежит вместе со своим табуном. По мере того, как они бегут, мы видим полностью трехмерную компьютерную графику. Оцифровано все, включая самого Спирита. Но, по мере того, как Спирит отделяется от табуна и забегает на гребень холма, графика легко перетекает в двухмерную. Затем, камера плавно удаляется и графика снова, абсолютно незаметно перетекает обратно в трехмерную. Это один из многих примеров удивительного симбиоза компьютерной и классической графики, достигнутого в этом фильме. Хорошо известным для мультипликаторов фактом является сложность изображения лошади как в двухмерной графике, так и в трехмерной. В этом отношении "Спирит: Душа прерий" является первым мультипликационным фильмом главным героем которого является лошадь. Кроме того лошади в этом мультфильме не разговаривают.

"Мы хотели нарушить все правила. В нашем мультфильме лошади не разговаривают. Вообще животные не разговаривают" - подчеркивает Катценберг.

Решение о том, что лошади не будут разговаривать, было принято в самом начале работы над фильмом.

Режиссер Келли Эсбэри вспоминает: "Мы поняли, что говорящая лошадь не может быть воспринята зрителем серьезно. Что бы она ни говорила, это будет выглядеть комично. Поэтому нами было принято решение сделать животных более естественными и позволить им вести себя соответствующим образом".

Несмотря на то, что между животными нет никаких диалогов, да и люди мало разговаривают между собой, Джон Фаско написал полноценный сценарий.

Продюсер Мирей Сориа замечает: "Джон оказался идеальным кандидатом для этой работы. Во-первых, он пишет истории про Дикий Запад, а во-вторых, он разводит мустангов и является почетным членом индейского племени Оглала-Лакота. Со своим образованием и доскональным знанием этого материала Фаско предпринял необычный шаг. Он создал схему сценария, а по этой схеме написал новеллу, которая подчеркивала величие Дикого Запада и затрагивала тему свободы. Словом все получилось очень романтично, несмотря на небольшое количество диалогов".

Джон Фаско признается, что до того, как он получил предложение о сотрудничестве со стороны Dream Works, он не питал особого интереса к мультипликации.

"Но когда я спросил, о чем вкратце будет этот мультфильм, и мне ответили, что это будет история Дикого Запада, рассказанная лошадью, я понял, что не смогу отказаться" - вспоминает писатель. "Мы много слышали историй о Диком Западе, о том как он был потерян или найден, это зависит от взглядов, которых придерживается рассказчик. Но несомненно то, что одна из главных ролей в драме Дикого Запада принадлежит лошади. Я был очень воодушевлен, когда мне представилась возможность написать этот сценарий. У меня дома в Новой Англии на ферме живут 22 мустанга. В своей новелле я заставил Спирита отправиться в путешествие по прериям, в которых он жил. В результате он попадает в плен к людям. Вместе со Спиритом мы переносимся в одно из самых драматических времен Дикого Запада - время постройки железных дорог. По сути, это были последние дни диких прерий. Но мораль этой истории актуальна и в наши дни. Ведь этот фильм наглядно демонстрирует, что значит настоящая твердость Духа". Режиссер Лорна Кук соглашается: "Я всегда считала, что общечеловеческие ценности, такие как свобода или стойкость Духа будут актуальны всегда, вне зависимости от времени или места."

Почему же все-таки лошадь?

"Лошади принадлежат к числу самых любимых и прекрасных созданий, живущих на нашей планете" - говорит Катценберг. "Люди и лошади всегда были связаны между собой на протяжении тысячелетий. Поэтому мне сразу пришлась по душе идея о создании такого мультфильма, несмотря на то, что лошадь - самое трудное для мультипликации животное."

Есть ряд причин, в силу которых лошади редко становятся героями мультфильмов. У них длинный, жесткий хребет, мускулатура, которая совершает сложные движения и целый ряд способов движения - иноходь, рысь, галоп и т.д. Лошадиная морда - тоже не подарок для мультипликатора. Глаза расположены высоко и широко расставлены, в то время как рот находится снизу. Катценберг понимал, что принимая решение о создании такого мультфильма, он бросал на землю перчатку. Но он также знал, что она будет поднята.

"Если бы вам пришлось назвать лучших мультипликаторов, работающих в наши дни, то я уверен, что в их число вошел бы Джеймс Бакстер" - вспоминает Катценберг. "Я пошел к нему и сказал "Джеймс, я хочу бросить тебе вызов." Надо отдать ему должное, он с самого начала с энтузиазмом отнесся к моему предложению. Он собрал поистине блестящую команду мультипликаторов, и они приступили к работе."

Бакстер признает, что когда он полностью осознал, какая задача стоит перед ним, то его энтузиазм сразу улетучился.

"Это была, пожалуй, самая сложная задача, с которой мне доводилось сталкиваться. Я провел первые несколько недель взаперти в своем кабинете и говорил всем: "Оставьте меня в покое. Я должен сконцентрироваться." Это было довольно удручающе, потому что когда я начал рисовать лошадей, то понял, как мало я о них знаю."

То, чего мультипликаторы не знали, им приходилось изучать. Целой команде мультипликаторов пришлось начать интенсивное изучение лошадиной анатомии, движения, перемещения и поведения. Они проводили целые часы, изучая и рисуя лошадей в расположенном неподалеку от мультипликационной студии Dream Works лос-анджелесском Центре Подготовки Наездников. Основное время было уделено рассматриванию великолепного пятнистого жеребца-мустанга, ставшего прообразом Спирита. Огромный вклад в изучение лошадей внесли приглашенные специалисты мирового уровня - профессора Деб Беннет и Стюарт Сумида, которые выступили в роли консультантов. Они прочитали мультипликаторам целый курс лекций, позволивший им узнать о лошадях все от "а" до "я".

Эти лекции произвели неизгладимое впечатление на съемочную команду. Помимо того, что лошади имеют длинный, жесткий хребет, остальные части их мускулатуры и скелета почти все время двигаются, начиная от длинной шеи, которая изгибается и качается и заканчивая хвостом, который взмахивает и рассекает воздух. Уши поворачиваются вслед за звуком, губы заменяют лошадям руки и т.д. Также съемочная команда узнала много интересного о способах, которыми лошадь передвигается, от галопа до рыси. Кроме различий в скорости, у каждой из походок есть свои индивидуальные особенности. Например, галоп, которым лошадь передвигается во время игры, абсолютно отличается от галопа вызванного страхом.

Чтобы изобразить движение, мультипликаторы часто используют технологию "сплющивания и растяжения".

"На языке мультипликации это означает, что вы деформируете объект, заставляя его растягиваться или сокращаться, в зависимости от того, как он движется" - говорит Бакстер. "Чем менее реальный персонаж, тем сильнее вы можете с ним манипулировать, но в случае с таким реальным объектом как лошадь, вы можете это делать в определенных пределах. Мы применяли эту технологию на лошадях, но только в определенных участках их тела, например на плечах, и на копытах. Там это практически незаметно."

Для профессоров Беннетта и Сумида было особенно важно обратить внимание съемочной группы на особенности поведения лошадей.

"Лошади очень умные и любопытные, они обладают всем спектром поведения, присущим разумным существам," - говорит Сумида. "Кроме того лошади необычайно честные животные" - добавляет Беннетт. "Я имею в виду их способность выражать свои эмоции, свои чувства, то, что с ними происходит. Поэтому очень сверхзадачей для мультипликаторов было показать все это на экране".

Особые способности лошадей стали изюминкой, которую Бакстер и его команда постарались вложить в Спирита, которого переполняют эмоции радости и отчаяния, задумчивости и уныния. Бакстер подчеркивает, что его вдохновило имя жеребца.

"Мы решили создать лошадь, которая чувствует себя неукротимой. Спирит очень гордый и очень храбрый, а его желание быть свободным превосходит все остальное. Его невозможно сломить".

Хотя работа команды, создававшей второстепенные персонажи не столь заметна, перед ними стояла совсем не легкая задача. Уильям Салазар, старший мультипликатор, нарисовал Дождя, пятнистую кобылу, которая завоевала сердце Спирита, а Сильвиан Де Бюсси руководила созданием матери Спирита Эсперанзы и остальных лошадей табуна. Каждое чувство или эмоция, которую испытывают эти лошади, должно быть адекватно выражена с помощью мимики и телодвижений.

Кристоф Серранд, ответственный за создание остальных героев фильма, говорит по этому поводу следующее: "Когда у вас персонаж, который разговаривает, то вы имеете в своем роде отправную точку для последующего выражения его чувств. Но когда ваш герой не может говорить, вам приходится прибегать к пантомиме, что является непростой задачей, а в нашем случае и подавно, поскольку наши герои даже не имеют рук и соответственно их жесты ограничены".

При создании любого персонажа, а в особенности такого, который не может разговаривать, мультипликаторы очень сильно рассчитывают на его глаза и брови как средство выражения эмоций. Но лошади не имеют того, что в нашем понимании называется бровями, а глаза расположены на голове так, что мы не можем одновременно посмотреть в оба глаза. Поэтому аниматорам пришлось немного сдвинуть лошадям глаза вперед, слегка увеличить радужную оболочку глаз и придать рельефность бровям. Тем не менее, когда консультанты в результате увидели лошадей на экране, они не могли скрыть своего удовольствия.

"Эти ребята превосходно справились со своей задачей"- сказала Беннетт.

С не меньшим вниманием создатели мультфильма отнеслись к звуковым эффектам. Звуки, издаваемые лошадьми в мультфильме "Спирит: Душа прерий" подлинные. Звукорежиссеры Ник Флетчер и Тим Чау специально посещали конюшни, чтобы записать весь спектр звуков, которые могут издавать лошади. Потом каждого из лошадиных персонажей снабдили своим "голосом".

"Лорна Кук имеет огромный опыт общения с лошадьми, такое впечатление, что она понимает, что лошади хотят сказать"- говорит Флетчер. "Она советовала нам, где использовать какой звук, а мы в свою очередь давали соответствующие указания аниматорам, чтобы они подгоняли изображение под эти звуки". Лорна Кук по этому поводу говорит: "Мы должны были заменить диалоги лошадей на настоящие лошадиные звуки и поэтому очень важной задачей для нас было снабдить наших героев соответствующей мимикой".

Музыка и слова

Все звуковые эффекты мультфильма "Спирит: Душа прерий", музыка, песни и голос диктора были записаны уже после того, как сам мультфильм был нарисован. Во время создания мультфильма были записаны только звуки, издаваемые лошадьми.

"Мы сделали упор на видеоряд, на визуальное изложение сюжета" - говорит Эсбэри. "Небольшое количество диалогов и голос диктора были тщательно отобраны и появляются только в необходимых ключевых моментах истории. Это чем-то напоминает немые фильмы, где в случае необходимости появлялись заставки с текстом, объясняющим зрителю, что происходит на экране". Сориа добавляет: "Голос диктора необходим для того, чтобы мы легче могли понять общую сюжетную линию фильма. Кроме того, мы можем легче понять характер Спирита, его ум, его чувство юмора".

Актер Мэтт Дэймон читает текст от первого лица, в переломных моментах фильма. Дэймон говорит, что когда он посмотрел только что отснятый мультфильм, то понял, что возьмется прочитать этот текст.

"Джеффри Катценберг позвонил мне и сказал, что мультфильм готов, и он хотел бы пригласить меня для озвучивания одной из ролей" - вспоминает Дэймон. "Я зашел к нему, чтобы понять, с чем мне предстоит иметь дело. Посмотрев мультфильм, я пришел в полный восторг". Джеффри Катценберг отмечает: "Нам чертовски повезло, что мы получили актера такого калибра как Мэтт Дэймон для озвучивания Спирита. Я могу вам сказать, что он очень много сделал для того, чтобы мы могли понимать, о чем думает Спирит, что он чувствует. Он как бы придал Спириту особый характер и это очень здорово". "Мэтт вложил в свой текст столько энергии, столько позитивного заряда! Это сыграло очень большую роль" - соглашается Эсбэри. "Мы провели много времени в поисках нужного голоса, и в конце концов мы поняли, что Мэтт чертовски подходит на эту роль. Он великолепный профессионал. Работать с ним было одно удовольствие, он очень веселый парень, каждая запись протекала в веселой атмосфере, и нам было очень жаль, когда наши сеансы подошли к концу".

Дэймон страшно признателен создателям фильма за советы. Они отлично понимали, как должен разговаривать Спирит, они понимали все вплоть до мельчайшего оттенка в интонациях. Это существенно облегчило мою работу. Я очень благодарен им за их профессионализм, доброжелательность и терпеливость. Сам текст который я читал, был придуман замечательно. Создатели нашли нужный баланс, то есть голос за кадром появляется только тогда, когда в этом действительно есть необходимость. В основном все можно понять и без слов.

Хотя Дэймону и раньше доводилось озвучивать мультипликационных персонажей, он находит, что чтение текста является особенным занятием.

"У меня возник вопрос - для кого я читаю этот текст? Мне хотелось придать такой оттенок, чтобы зритель почувствовал себя сидящим у костра и слушающим истории. Поэтому я сразу вспомнил своего маленького племянника и постарался прочитать это так, чтобы ему понравилось. В общем-то мораль этого мультфильма будет очень хорошо понятна как детям так и взрослым. Мультфильм переносит нас в те времена, когда Дикий Запад еще не был покорен человеком, и табуны лошадей свободно скакали по бескрайним прериям. Это просто великолепно, и я надеюсь зрители получат удовольствие."

В то время, как мультипликаторы использовали короткие монологи за кадром, чтобы показать зрителю, о чем думает Спирит, то что он чувствует было выражено песнями Брайана Адамса, музыку для которых написал Ганс Зиммер.

"Песни - это эмоции и чувства Спирита" - говорит Эсбэри. "Песни Брайана Адамса очень эмоциональные, душевные, что как нельзя более подходит нашему мультфильму. Ведь все чувства Спирита рождаются в его сердце, поэтому в некотором роде Брайан - это сердце нашего фильма". Адамс говорит по этому поводу следующее: "По существу мы создали музыкальный фильм, в котором песни выражают эмоции и чувства главного героя. Мультфильм был уже готов, а песни еще не были написаны, и мне пришлось решать непростую задачу, ведь мои песни должны были показать, что творится в душе Спирита". "Брайан невероятно талантливый и одаренный певец и музыкант" - утверждает Катценберг. "Он написал некоторые из моих самых любимых песен, такие запоминающиеся, душевные и красивые. При этом Брайан всегда был приверженцем рок-н-ролла, что придает его песням особый оттенок. Это как раз то, что надо для нашего Спирита. Голос Брайана идеально подходит для песен, которые передают нам происходящее в душе нашего героя".

Катценберг также превозносит композитора Ганса Зиммера. По словам продюсера "вне всякого сомнения, это один из величайших людей, с которыми мне пришлось столкнуться за многие годы работы в сфере мультипликации". Зиммер получил "Оскар" за мультфильм "Король Лев", результат своего первого сотрудничества с Катценбергом и с тех пор принимал участие в работе над рядом мультипликационных проектов DreamWorks, таких как "Принц Египта" и "Дорога в Эльдорадо". Однако никогда до сих пор музыке не отводилась ключевая роль.

"Это очень не похоже скажем на мультфильм "Король-Лев", где каждый персонаж мог говорить, а песни были написаны задолго до создания самого мультфильма"- вспоминает Зиммер. "Джеффри позвонил мне и сказал: "Я собираюсь сделать мультфильм о приключениях лошади на Диком Западе и тут такой момент, в общем, лошадь не может разговаривать. Что мне нравится в Джеффри, так это его манера придумывать подобные приключения. Зачем просыпаться утром, если тебя не ждет приключение? Звучит смешно, но на моей памяти, это первый подобный прецедент, когда я являюсь "голосом" фильма. Я просто восхищен. Гансу удалось так написать музыку, что она не может не вызывать определенных эмоций при просмотре фильма"- говорит Сориа. "Он написал ряд музыкальных тем, и каждая вызывает определенную эмоцию. Так, например, присутствует тема дома, тема матери, тема любви. Музыка Ганса помогает зрителю понять происходящее на экране, лучше осознать его".

Характерной особенностью музыки мультфильма "Спирит: Душа прерий" является неразделимость музыкальных тем. Одна тема плавно перетекает в другую. Во время работы над музыкой к мультфильму, Зиммер и Адамс не могли общаться между собой напрямую, так как Зиммер находился в Лос-Анджелесе, а Адамс был на гастролях. Поэтому им пришлось придумать оригинальный метод общения между собой.

"Мы звонили друг другу по телефону, и я играл свою музыку, а он записывал ее на автоответчик, и в свою очередь я включал свой автоответчик, а Брайан пел песни. В общем получилось очень смешно."

Первой песней этого творческого альянса стала "Я обязательно вернусь", которая звучит в начале и отражает главную идею фильма.

"Эта песня не оставляет нас равнодушными" говорит Лорна Кук. "Она очень эмоциональная. Каждый, кто находился вдали от дома и мечтал вернуться, полюбит эту песню". Зиммер добавляет: "Что заставляет эту песню затрагивать струны человеческой души? На мой взгляд, она поднимает такие вечные темы как чувство родины, чувство семьи. Она пытается показать нам, что, как бы далеко мы не зашли, всегда есть место, куда нам всегда будет хотеться вернуться. Это место может существовать на самом деле или быть только в нашем сердце, это не суть важно, главное, что оно есть".

Несмотря на то, что песня "Я обязательно вернусь" была написана раньше остальных, первая песня, которую мы слышим в фильме, "Я здесь". Она представляет нам Спирита, рассказывает о его рождении и первых годах его жизни.

"Эта песня играет роль проводника в тот мир, где живет Спирит" - отмечает Сориа.

Она приоткрывает завесу над этим миром. Она демонстрирует нам ту любовь, которую Спирит испытывает к своему дому. Спирит взрослеет и становится лидером табуна Cимаррона. Он берет на себя ответственность за безопасность табуна, становится его защитником. Однажды ночью Спирит слышит звук гармони, раздающийся с одного из холмов. Этот звук совершенно незнаком молодому мустангу. Пытаясь найти источник этого таинственного звука, Спирит замечает необычный свет, идущий издалека. Жеребец решает проследить, откуда он взялся. Это был свет костра, который горел в лагере. Таким образом, Спирит впервые столкнулся с человеком. Встреча оказалась роковой для него, ибо он был пойман людьми. Когда на него набрасывают лассо и уводят прочь, мы слышим песню "Тебе не Победить Меня" которая выражает его непреклонное желание быть свободным и готовность бороться за свою свободу.

"Это была одна из самых сложных для меня песен" - признается Адамс. "Спирит впервые сталкивается с чем-то более сильным чем он сам, и он готов бороться как физически, так и духовно. Он осознает, что с этого момента он больше не принадлежит себе, и что он должен найти в себе силы, чтобы остаться непобежденным морально".

Непокорного жеребца продают в Кавалерийский полк, где он встречает Полковника, который приказывает своим людям "обуздать эту лошадь". Один за другим они пытаются оседлать Спирита, но в результате все оказываются лежащими на земле. Своими действиями Спирит красноречивей слов дает им понять: "Убирайтесь прочь с моей спины".

"Эта песня показывает нам, что Спирит не прочь показать людям, что он не намерен с ними шутить. Он молод, он горяч, он хочет продемонстрировать всем, что никто не сможет обуздать его, поэтому я и написал эту песню "Убирайтесь прочь с моей спины". Спирит как бы говорит: "Вы можете попытаться укротить меня, но вы все равно окажетесь лежащими в грязи, как бы вы ни старались"- говорит Брайан Адамс.

Когда становится понятно, что сесть верхом на Спирита невозможно, Полковник решает изменить тактику. Он приказывает оставить жеребца без еды и питья. В этот момент Спирит встречает еще одного "двуногого" - молодого индейца по имени Ручеек, который тоже попал в плен к Кавалеристам. Спирит удивлен, он видит, что не все люди одинаковы. Помогая друг другу, они осуществляют дерзкий побег из форта. Ручеек приводит Спирита в свою деревню. Там мустанг встречает прекрасную пятнистую кобылу по имени Дождик, принадлежащую Ручейку. Две лошади пытаются ухаживать друг за другом. Но счастье Спирита продолжается недолго. Во время нападения на деревню, Дождик оказывается смертельно ранена, а Спирита снова берут в плен, погружают в товарный вагон и отправляют в неизвестном направлении.

Повторное попадание в плен делает со Спиритом то, что до этого не удавалось ничему и никому. Непреклонный характер жеребца оказывается сломленным. Отчаяние, обуявшее Спирита, когда поезд увозил его прочь от родного дома, мы можем ощутить через балладу "Звук рожка".

Келли Эсбэри говорит: "Перед Спиритом проносятся видения. Он видит свою мать, свой дом, свой табун. Он понимает, что это то, ради чего стоит жить и бороться. Мы как бы проводим аналогию с солдатом, который должен знать ради чего он сражается. Спирит сражается ради того, чтобы быть свободным." "Звук Рожка" одна из самых любимых моих песен - говорит Зиммер- Она выражает отчаяние Спирита, но потом обретает силу и твердость, как бы демонстрируя нам, что Спирит снова готов к борьбе. Это настоящий шедевр".

Катценберг соглашается, что это великолепная песня, и когда Брайан исполняет ее, вы можете услышать, как дрожит его голос. Эта песня оказывает очень сильное психологическое воздействие. Для Брайана эта песня стала одной из самых трудных. Она потребовала от него недюжинного мастерства как в качестве певца так и в качестве автора текста. В конце фильма мы снова слышим песню "Я обязательно вернусь". Титры сопровождаются еще тремя песнями, одну из которых мы уже слышали в начале, "Я здесь", но в конце фильма зритель должен воспринять ее уже в совершенно другом ключе. Вторая версия сильно отличается от той, которую мы слышали в начале. Ее сделали Джимми Джем и Терри Льюис, обладатели ряда известных музыкальных премий. Две остальные песни не звучали во время фильма, но Брайан Адамс постарался отразить в них центральные моменты. Так песня "Братья под солнцем" посвящена дружбе Спирита и Ручейка, а песня "Не уходи" - любви Спирита и Дождика. "Не уходи" - единственная песня, которую Брайан спел не один. Она исполнена вместе с талантливой певицей и композитором Сарой МакЛахлан. При записи возникли некоторые непредвиденные сложности. Дело в том, что МакЛахлан была на девятом месяце беременности, и роды могли начаться в любой момент. Учитывая возможность того, что дуэт может плавно перерасти в трио, Адамс постоянно просил Сару, чтобы она подождала еще пару месяцев. К счастью ребенок родился через два дня после выхода песни.

Хотя голос за кадром и песни были созданы уже после окончания работы над самим мультфильмом, те немногие диалоги, которые мы можем услышать, должны были быть записаны заранее, так, чтобы мультипликаторы могли изобразить соответствующие движения губ разговаривающих героев. Большинство слов в мультфильме произносят два персонажа - молодой индеец Ручеек и Полковник. Полковник олицетворяет ту силу, которая хочет захватить Дикий Запад, в то время как Ручеек становится символом сопротивления. Это два противоположных полюса человеческого мира, с которым столкнулся Спирит. Полковник - это суровый вояка, который пришел на Дикий Запад, чтобы покорить его. Он считает, что ему должно покориться все - земля, лошади, индейцы. С другой стороны Ручеек становится человеческим антиподом Полковника. Его судьба чем-то схожа с судьбой Спирита. Его также берут в плен люди Полковника, и его жизнь меняется раз и навсегда с появлением белого человека. Ему не сразу удалось стать другом Спирита, но, подружившись, они готовы идти на край света друг за другом.

"Ручеек и Спирит олицетворяют собой непокоренный Дикий Запад" - говорит Дэниел Стади, молодой индейский актер, который озвучивал Ручейка. "Они перед вами - неукротимый мустанг и молодой индейский воин. Они скорее умрут, чем станут рабами. Они оба попадают в плен и, подружившись, готовы сражаться друг за друга".

Стади - потомок индейцев племени чероки. Он изучал историю и культуру всех племен американских индейцев, поэтому его вклад в создание мультфильма поистине неоценим.

"Дэниел придал абсолютную достоверность роли Ручейка" - говорит Мирей Сориа. "Он стал настоящим подарком для Преса".

Прес - это Прес Романилос, старший мультипликатор, работавший над образом Ручейка.

Он говорит следующее: "Когда я впервые встретил Дэниела, то понял, что именно таким в моем представлении должен быть Ручеек. Он уверен в себе и горд. В то же время он обладает очень хорошим актерским чутьем. Например, в мультфильме есть сцена, где Ручеек успокаивает Дождика после того, как она была ранена. Дэниел так прочитал эту сцену, что у нас у всех на глазах выступили слезы." "Я вырос среди лошадей и верхом на лошадях." - говорит Стади. "С самого раннего детства лошадь была моим лучшим другом. Я встречал таких лошадей как Спирит - гордых и необузданных и всегда испытывал к ним величайшее уважение. Некоторых гордецов невозможно подчинить себе до конца".

Кроме глубоких знаний Дэниела, у создателей фильма имелись еще два источника сведений о языке, жизни и нравах индейцев лакота. Первым был автор сценария Джон Фаско. Член семьи индейцев лакота, проживающих в резервации в Южной Дакоте, Фаско великолепно знает их язык, поэтому диалект, который мы услышим в деревне Лакота, абсолютно достоверный. По иронии судьбы вторым источником стал актер Джеймс Кромвелл, озвучивающий Полковника.
Джеймс оказал неоценимую поддержку при работе над индейской темой. Кромвелл близко знаком с бытом индейцев. Он убежденный вегетарианец, а его любимой ролью, принесшей ему "Оскара", стал хозяин поросенка Бэйба из одноименного фильма. Поэтому в реальной жизни симпатии Кромвелла вне всякого сомнения лежат на стороне Спирита. Это привело к некоторым проблемам при работе над фильмом.

Сориа говорит: "Джеймс определенно испытывал некоторые опасения по поводу предстоящей ему роли плохого парня. Он является членом индейской общины, и боялся предстать в невыгодном свете после подобной роли. Я попросила его приехать в DreamWorks, чтобы ознакомиться поподробнее с тем, что ему предстояло сделать. В результате Кромвелл остался доволен. Мы не жалеем, что пригласили Джеймса на эту роль. Он великолепный актер".

Фабио Лигнини, мультипликатор, работавший над созданием образа Полковника, также был в восторге от перфоманса Кромвелла. По словам самого Кромвелла, Полковник чем-то напомнил ему отца, который был великолепным наездником. Подобно Полковнику, отец Кромвелла был выдержанным и даже немного жестким человеком. Для актера не составило труда слиться со своим персонажем. "На мой взгляд, Полковник типичный представитель своего времени"- говорит Джеймс. "Они верили в то, что Дикий Запад должен быть покорен, и все должно безоговорочно принадлежать белому человеку. Полковник жестокий и самоуверенный человек. Неожиданно для себя он сталкивается с неповиновением со стороны лошади. Мне понравилось в нем то, что после встречи со Спиритом, он стал в какой-то мере более душевным. Я надеюсь, что после просмотра фильма зритель задаст себе вопрос: "Что стало с этими лошадьми? Остались ли еще такие мустанги? Охраняют ли их? Могу ли я сделать что-нибудь для них?"

Джон Фаско разделяет точку зрения Кромвелла: "Мустанги испокон веков населяли Америку. Они должны быть сохранены для человечества. Я надеюсь, что наш фильм поможет людям осознать это". Дух Дикого Запада.

Один из героев мультфильма "Спирит: Душа прерий" не является ни человеком, ни лошадью. Это пейзаж Дикого Запада тех времен, когда табуны мустангов свободно паслись на бескрайних просторах прерий, и нога белого человека еще не ступала по этой земле.

Художник Кэти Элтиери отмечает: "Каждое место, которое мы видим, имеет свой особый эмоциональный оттенок. То есть пейзаж соответствует эмоциям, которые испытывает Спирит".

Наступление цивилизации повлекло за собой необратимые изменения ландшафта. Поэтому для воссоздания пейзажей тех далеких лет художникам Люку Десмарчелли и Рону Люкасу пришлось прочитать ряд книг о Диком Западе. Кроме того, они смотрели старые вестерны и изучали картины с пейзажами Дикого Запада таких художников как Фредерик Ремингтон, Чарльз Рассел, Фрэнк Тенни-Джонсон и Джеймс Рейнолдс. Однако все картины, фильмы и фотографии вместе взятые не вызвали такого вдохновения, как настоящие пейзажи, представшие перед глазами мультипликаторов. Келли Эсбэри, Лорна Кук, Мирей Сориа, Джеффри Катценберг, Кэти Элтиери, Люк Десмарчелли и Рон Люкас отправились в четырехдневное путешествие по американским национальным паркам и заповедникам. Они побывали в Большом Каньоне, Национальном Парке Грэнд Тетон, Национальном Йеллоустонском Парке, Национальном Парке Гласьер, Заповеднике Брис Кэньон, Моньюмент Уэлли, Заповеднике Бизонов и Национальном Парке Йосемит.

Элтиери говорит: "Вы наверное подумаете, что никто будучи в здравом уме не посетит восемь парков за четыре дня, но признаюсь вам, что это произвело на нас поистине колоссальное впечатление. Мы были потрясены до глубины души. Я даже не подозревала, что в нашей стране существуют такие фантастически красивые пейзажи. После этого путешествия нам пришлось заново переосмыслить все материалы, которые были сделаны к тому моменту".

Приключения Спирита заносят его во множество мест, прообразами которых послужили увиденные съемочной группой пейзажи. В результате у зрителя может возникнуть впечатление, что эти места находятся в пределах лошадиного пробега друг от друга. Каждый обладающий элементарными географическими познаниями заметит это, но создатели фильма говорят, что специально воспользовались приемом, чтобы подчеркнуть всю красоту и великолепие Дикого Запада.

Прообразом дома Спирита стал Национальный Парк Гласьер. Глядя на холмы, поросшие сочной зеленой травой, голубое небо, живописные долины, мы понимаем, что это настоящий лошадиный рай. По словам Сориа это "место, где лошади живут дикой и свободной жизнью". Разительный контраст представляет Кавалерийский Форт, куда попадает пленный Спирит. Район Моньюмент Уэлли послужил моделью этой местности. Нагромождения голой скальной породы застыли в причудливых формах, и зритель почти чувствует горячий, сухой, наполненный пылью воздух, который вдыхает пленник.

Эсбэри говорит: "Только представьте себе, каково было дикому жеребцу, который всю жизнь видел зеленые луга, долины и быстрые реки и вдруг оказался в таком месте. Это все равно, что попасть на другую планету. По крайней мере, у меня было именно такое ощущение, когда я впервые попал в Моньюмент Уэлли."

Элементы национальных парков Йеллоустоун и Йосемит мы можем увидеть, когда Спирит попадает в деревню индейцев Лакота. Брис Кэньон со своими уникальными скальными образованиями, подобно башням возвышающимися над узкими извилистыми тропинками, стал идеальным местом для побега жеребца из плена. Таким образом, каждая из сцен фильма происходит на фоне соответствующих пейзажей с преобладанием того или иного цвета, в зависимости от эмоциональной окраски. Бескрайние луга, покрытые зеленой травой, передают чувство свободы и радости. Приглушенные желтый и коричневый цвета подчеркивают гнетущую атмосферу. Недостаток цветовой гаммы был использован мультипликаторами для изображения самой тяжелой сцены, когда Спирита увозят в товарном вагоне. Практически единственными цветами являются различные оттенки серого.

От бескрайних прерий и пустынь, простирающихся до самого горизонта, до величественных гор и глубоких каньонов предстает перед нами во всей своей красоте панорама Дикого Запада. Чтобы передать все это великолепие наиболее полным образом, мультфильм был отснят на широкоэкранном формате Cinemascope. Для команды мультипликаторов это означало, что им придется на сорок процентов увеличить объем работы, чтобы заполнить больший кадр. При скорости 24 кадра в секунду это означало, что как мультипликаторам, так и компьютерным художникам предстояло проделать поистине колоссальный объем работы.

Эд Леонард, глава технического департамента DreamWorks объясняет: "Каждый кадр этого мультфильма был подвергнут компьютерной обработке. А так как мы использовали технологию Cinemascope, то нам удалось достигнуть лучшего изображения и высокого разрешения, только задействовав все имеющиеся в нашем арсенале средства. То есть технические требования были очень серьезные".

Особая технология под названием ToonShooter была разработана, чтобы облегчить процесс. Используя ToonShooter, мультипликаторы могли сканировать нарисованные изображения, и затем комбинировать с другими элементами, рисованными или компьютерными, после чего немедленно увидеть, как выглядит полученная новая картинка. Еще одним оригинальным шагом стало использование операционной системы Linux, что позволило использовать не только дорогостоящие графические станции, но и обычные РС. Преимущества того, что мы сняли мультфильм в формате Cinemascope очевидныыл необходим широкоэкранный формат, чтобы зритель мог лучше воспринять всю красоту пейзажей Дикого Запада.

В начале фильма, зритель видит мир, где живет Спирит глазами орла, летящего над прериями. За эти три минуты перед нами проносятся самые живописные пейзажи Дикого Запада. Картины плавно перетекают одна в другую, сочетая как рисованную, так и компьютерную графику. Более девяти месяцев ушло на то, чтобы придумать и нарисовать эту великолепную панораму. Были созданы десятки тысяч двухмерных и трехмерных элементов, сотни рисунков, тысячи эскизов, тысячи текстур и десятки тысяч элементов, смоделированных при помощи компьютера. В среднем каждый кадр был отобран из тридцати других, а всего получилось 4183 кадра, то есть мультипликаторам пришлось рассмотреть сто двадцать тысяч кадров. В результате получилась великолепная панорама, которая знакомит нас с местами, где будет происходить действие фильма.

Остановимся еще на двух сценах, создание которых потребовало от мультипликаторов наибольших усилий. Первая из них, это сцена спасения Дождика, в которой Спирита и Дождика уносит стремительное течение горной реки. Обе лошади изображены с помощью двухмерной графики, в то время как вода трехмерна, а брызги двухмерны, чтобы сгладить получившийся контраст. При этом трехмерная вода должна естественно реагировать с двухмерными лошадьми и наоборот, что поставило перед аниматорами задачу наподобие задачи про курицу и яйцо - что рисовать вначале, воду или лошадей? В результате было принято решение, что рисовать вначале надо все-таки воду и трехмерных лошадей, которых потом предстояло заменить "классическими" двухмерными. Затем были созданы трехмерные брызги и пена, чтобы полностью придать достоверность опасным порогам и водоворотам. И в самом конце - уже упомянутые двухмерные брызги, необходимые для сглаживания контраста.

Второй сложной сценой стало крушение поезда, когда огромный локомотив падает с холма и чудом не раздавливает убегающего Спирита. Уэнди Роджерс, старший мультипликатор, ответственный за 3-D эффекты, говорит, что эта проблема встала еще до крушения, начиная с того момента, когда огромная упряжка лошадей пытается затащить поезд на холм.

"Это все было очень непросто, учитывая то, что некоторые лошади двухмерные, а некоторые трехмерные, и то, что они все вместе запряжены в одну упряжь и связаны между собой цепями. Поэтому у нас получилась комбинация двухмерных и трехмерных элементов, которые связаны между собой и должны синхронно двигаться".

Сам поезд также представляет собой сложную смесь из 2D и 3D графики. Пока его пытаются затащить наверх, он нарисован без использования каких-либо компьютерных примочек. Но когда он начинает катиться под уклон, разбрасывая обломки, то это уже полностью трехмерный объект. Деревья, куски скал и земли разлетаются в разные стороны, от строений остаются одни руины. Среди этого кромешного ада мечется Спирит, едва уворачиваясь от обломков. В конце концов, локомотив взрывается, и в результате начавшегося пожара вспыхивает лес, и огонь готов отрезать Спириту путь, оставляя его в смертельной ловушке.

"Спирит оказался достоин восхищения. Он пережил столько испытаний, невзгод, тягот и лишений и при этом сохранил душевную стойкость и отвагу". - говорит Лорна Кук. "Спирит обладает необычайной стойкостью и способностью переносить неприятности. Он попадает из своей земли обетованной в клетку, и его увозят в неизвестном направлении. Согласитесь, есть от чего впасть в уныние. Но нашему герою удается остаться самим собой, несмотря на все невзгоды, выпавшие на его долю". Мирей Сориа добавляет: "Это, по сути, главная мораль нашего фильма. Что бы ни преподнесла тебе жизнь, если ты будешь бороться, то станешь сильнее. Всегда помни, кто ты и не давай трудностям победить тебя. Тема вечных ценностей, таких как любовь, свобода, смелость, семья всегда будет оставаться актуальной". Джеффри Катценберг подводит итог: "Во многих отношениях это очень похоже на аллегорию, для всех нас найдется, что почерпнуть в этой истории. Здесь присутствует все: приключения, юмор, любовь, экшн. Это классический приключенческий фильм, с той лишь маленькой поправкой, что главный герой это лошадь".

Hosted by uCoz